10 фактов о квантовой механике

Леонид Пономарев
«Троицкий вариант» №20(89), 11 октября 2011 года

Леонид Пономарев. Фото Hakko (wikipedia.org)

Серию статей «10 фактов о...» продолжает статья известного физика и популяризатора науки, доктора физ.-мат. наук, члена-корреспондента РАН, заведующего Лаборатории теоретических исследований Института общей и ядерной физики РНЦ «Курчатовский институт», лауреата премии «Просветитель» 2009 года Леонида Пономарева.

  1. В природе существует наименьший квант действия (постоянная Планка)
    = 6,626075×10–34 Дж·с, который определяет все основные особенности квантовых явлений.

  2. Квантовым явлениям присущ корпускулярно-волновой дуализм: в зависимости от условий наблюдения они обнаруживают и волновые (частота ν и длина волны λ колебаний), и корпускулярные (энергия Е и импульс р = mv частицы) свойства. Соотношение между ними осуществляет постоянная Планка h:

  3. Волновые и корпускулярные характеристики квантовой системы не могут быть измерены одновременно и с произвольной точностью. Точности Δх и Δр определения координаты х и импульса р системы ограничены соотношением неопределенностей Гейзенберга:

    Δx ∙ Δp ≥ ħ/2, ħ = h/2π

  4. Корпускулярные и волновые свойства квантовой системы дополнительны друг другу: хотя они и не могут быть определены в одном эксперименте, но они равно необходимы для его полной характеристики.

  5. Квантовая механика была открыта в двух формах: матричная механика Гейзенберга и волновая механика Шрёдингера. Состоянию n квантовой системы ставится в соответствие комплексная амплитуда вероятности (или волновая функция) , которая подчиняется волновому уравнению Шрёдингера. В квантовой физике оно играет ту же роль, что и уравнения Ньютона в классической механике или уравнения Максвелла в физике электромагнетизма.

  6. Плотность вероятности ρn реализации состояния n определяется квадратом амплитуды волновой функции ρn = |ψn(x)|2 , а его волновые свойства (интерференция и дифракция) — его фазой φn(x).

  7. Для квантовых систем справедлив принцип суперпозиции состояний ψ = a1ψ1 + a2ψ2 + ..., который позволяет находиться ей в любом из них (в том числе альтернативных) с вероятностью |ai|2.

  8. Измеримым характеристикам квантовой системы (x, p, L...) ставятся в соответствие операторы а   их измеримые величины находятся как собственные значения матриц  pmn, Lmn, ... их операторов: , ... . Эти значения совпадают с собственными значениями краевой задачи для уравнения Шрёдингера.

  9. Важнейшая характеристика квантовой системы — спин: он определяет свойства симметрии системы и статистические характеристики квантового ансамбля. Для квантовых объектов с полуцелым спином (электрон, протон и т. д.) справедлив «принцип запрета Паули», который, в частности, позволил объяснить строение Периодической системы элементов Д. И. Менделеева.

  10. Квантовым законам подчиняются все явления атомной и ядерной физики, структурная химия и физика твердого тела, физика элементарных частиц и ядерная астрофизика, а также работа ядерного и термоядерного реакторов и ядерное оружие.


3
Показать комментарии (3)
Свернуть комментарии (3)

  • denis_73  | 27.11.2011 | 01:13 Ответить
    А разве не lambda=h*sqrt(1-v^2/c^2)/(m*v)?
    Ответить
  • aa  | 29.11.2011 | 15:45 Ответить
    А как на счет проблемы измерения? Последовательно описать "декогеренцию" волновых функций в процессе измерения не можем. При h -> 0 у нас так и не получится "волнового пакетика", который бы соответствовал "классической частице" по теореме Эрнефеста. Нам надо сначала квантовую частицу "декогерировать", т.е., сделать "волновой пакетик", а потом h -> 0, тогда "пакетик" не будет рассплываться и все будет ok. Все бы не плохо, но представьте, что мы описываем процесс микроразрушения, где в некой области есть вероятность образования трещины. В реальности трещины либо есть, либо нет (надо "измерить") а давление связано с волн. функц.. Если разобраться, теже фононы вводят, проводя операцию "измерения" каждого иона (когда делаются преобразования к обобщ. координатам и этим ионы "закрепляются" на своих местах).
    Ответить
  • Скеп-тик  | 08.12.2011 | 20:58 Ответить
    Таки нужен совеменной КМ современный философ, который бы привел "паровое" восприятие кантовой механники начала ХХ века к современным вычислительно-детекторным реалиям. Ведь и неопределенность Гейзенберга, и дуализм частиц выглядят странновато на фоне ультрахолодных нейтронов, одиночных протонах в квантовых ловушках, которым к тому же еще и спин раскачивают, и синхрофазотронах-коллайдерах, где любая неопределенность - провал в работе.
    А формулы Шредингера оказываются полезны и для расчета волнения в порту, и объяснения волн-убийц в океане.
    Не стоит возводить в религию эрудицию гениев-первопроходцев.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»